У поисковых систем есть определенный алгоритм, при помощи которого они определяют в какой последовательности будут стоять сайты в результатах поиска. Это и называют ранжированием.
Ранжирование сайта — определение
Ранжирование сайта — это процесс расстановки очередности ответов на запрос пользователя в поисковой выдаче Яндекс или Google. В результате этого процесса страницы, лучше всего отвечающие на запрос пользователя, попадают в ТОП. Целью ранжирования является определение ресурсов, имеющих практическую ценность для пользователя.
Проще говоря, ранжирование — это совокупность правил, соблюдая которые владелец ресурса может поднять свой сайт в ТОП и быть на несколько шагов дальше своих конкурентов. Чтобы ваш сайт появлялся на первой странице поисковой выдачи, нужно учитывать эти факторы и оптимизировать под них страницы. Делать его страницы релевантными поисковым запросам пользователей.
Изначально поисковые системы ранжировали сайты только на основе анализа ключевых слов. Но со временем этот процесс усовершенствовался, и уже в 2010 году у поисковых систем появилось более двухсот факторов ранжирования.
Каждый сайт оценивается поисковой системой при помощи целого ряда критериев — факторов ранжирования, которые мы подробнее разберем в данной статье.
Факторы влияющие на позиции сайта
За последние десятилетия сформировались следующие принципы ранжирования:
- Обратные ссылки. Чем больше сторонних ресурсов ссылаются на ваш сайт, тем выше его поднимает в выдаче поисковая система. Однако с 2020 года Google стал определять купленные «ненастоящие» ссылки. Это, наоборот, может привести к ухудшению ранжирования ресурса.
- Возраст сайта. Данный фактор не подтвержден официально поисковыми системами, однако на практике новые ресурсы продвигаются сложнее.
- Тип контента и его качество. Контент бывает разным: посты, карточки с товарами, категории и т.д. Качество играет важную роль в ранжировании: если контент отвечает на запрос пользователя, позиции такого сайта будут расти.
Факторы ранжирования сайта в Яндексе и Google
Google и Яндекс учитывает разные факторы ранжирования, каждый из которых имеет определенный вес (значимость). Мы разберем 10 основных факторов ранжирования, которые влияют на очередность сайтов поиске (они одинаковы для обеих поисковых систем):
- Технические факторы. Насколько быстро страницы загружаются, не содержат ли ошибок и ненужного кода (даже при малой скорости интернета).
- Надежность. Необходимо использовать HTTPS для безопасной передачи данных. Также для защиты домена необходимо иметь сертификат SSL.
- Контент. В первую очередь, здесь учитывается насколько текст на странице удовлетворяет запрос пользователя. Google и Яндекс анализируют всё: от заголовка до изображений и скриптов.
- Ключевые слова. Это слова, по которым пользователь ищет страницы в интернете. Они должны быть правильно использованы на каждой странице, чтобы поисковая система сочла данный сайт релевантным запросу пользователя.
- Удобство. Сайтом должно быть пользоваться. Это касается грамотного меню и перехода к любым разделам сайта (навигация).
- Ссылки. Чем больше авторитетных сайтов ссылается на ваш проект, тем лучше это скажется на поисковой выдаче.
- Дата публикации. Так, к примеру, Google будет показывать актуальную информацию выше в поисковой выдаче (если это касается новостей или любого устаревающего контента).
- Оптимизация для мобильных устройств. Более 60% пользователей сидят в интернете через мобильное устройство, поэтому данный фактор важен. Google уже перешёл на mobile first индекс. А значит мобильная версия важнее чем десктопная.
- Поведенческие факторы. Google и Яндекс подсчитывают время, на которое пользователь задерживается на сайте, какие действия совершает и возвращается ли к поиску.
- Местоположение и язык. Национальные домены всегда будут лучше продвигаться в своих регионах. Владелец должен знать для кого создается страница и с какими целями.
Факторы ранжирования поисковых систем
Хостовые
Хостовые факторы относятся к сайту в целом (без деталей). Сюда входят:
- Название домена. Хорошо, если в него будут входить ключевые слова (это положительно повлияет на ранжирование).
- Доменная зона. Так, для России это ru, su и рф. Для Украины – ua. Для Казахстана – kz. Если ваш сайт находится в России, не стоит использовать для него доменную зону Казахстана и так далее. Для международных ресурсов могут подойти также com, org, biz. Для тематических – travel, fitness и т.д. Главное — используйте ту доменную зону, которая больше всего подходит под тему вашего сайта.
- Возраст. Чем старше домен, тем больше ему будут доверять поисковые системы, и, соответственно, тем выше такой ресурс будет находиться в поисковой выдаче.
- Размер. Яндекс и Google больше доверяют тем сайтам, на которых есть много страниц либо каталогов товаров. Главное — чтобы информация на страницах была полезной.
- ИКС (индекс качества сайта). Показатель посещаемости и уровеня доверия у посетителей.
Текстовые факторы
Яндекс и Google анализируют качество текста и его соответствие запросу пользователя. Здесь существуют несколько факторов:
- Уникальность. Это важнейший фактор, ведь без уникальных текстов сайт не сможет попасть в ТОП выдачи. Здесь на помощь придет копирайтинг (написание текстов с нуля) и рерайтинг (переписывание готовых текстов своими словами).
- Семантическое ядро. Поисковая система анализирует страницу на присутствие ключевых слов (это те запросы, которые вводят пользователи в строку поиска).
- Скрытая семантика. Поисковая система анализирует не только ключевые фразы, но и их семантическое окружение (т.е. текст, который находится рядом с ключевыми словами). Он должен относиться к той же тематике.
- Плотность ключевых слов. Оптимизаторы, зачастую, используют слишком частые повторения ключей, но поисковыми системами это не одобряется.
- Наличие структуры. Большие тексты разбиты на подзаголовки, а также используются списки (маркированные и нумерованные).
- Пунктуация и орфография. Поисковая система анализирует страницы сайтов на правильность написания.
Коммерческие факторы
Если сайт используется для продажи товаров или услуг, то коммерческие факторы становятся для него первостепенными.
Здесь Яндекс и Google учитывают, насколько удобно для пользователя что-то покупать или заказывать. Коммерческие факторы при продвижении коммерческого сайта играют первостепенную роль:
- Отстраивают проект от конкурентов.
- Показывают то, насколько компании можно доверять.
- Оценивают удобство пользования сайтом — насколько легко на нем купить что-то или заказать.
Так должны быть учтены следующие факторы:
- Добавлена контактная информация. Сюда входят адрес, рабочие телефоны, электронная почта, социальные сети, мессенджеры и так далее. Эту информацию должно быть видно на любой странице. Чем больше каналов связи добавит владелец сайта, тем лучше.
- Добавлена страница «О нас». Здесь должен быть краткий рассказ о компании и услугах, которые она предоставляет. Стоит разместить фото офиса и ключевых сотрудников.
- Портфолио компании. Его нужно добавить на сайт с услугами (это могут быть примеры работ, кейсы и так далее).
- Официальные документы. Сюда входят фото документов — сертификатов, лицензий, дипломов, грамот, патентов и т.д.. Все это повышает доверие посетителя компании.
- Раздел с отзывами. Важно, чтобы это были не собственноручно написанные отзывы. Желательно, с указанием полного имени человека и его контактного телефона или социальным подтверждением (ссылка на аккаунты в соцсетях, не фейки). Плюсом будет, если это будет видео отзыв.
- Политика конфиденциальности. Этот документ должен быть добавлен на сайт.
Технические факторы ранжирования
Технические факторы показывают насколько быстро и стабильно работает тот или иной проект. Если страница загружается слишком долго, то люди закрывают её. А это уже влечёт за собой потерю позиций и трафика.
Что стоит учитывать:
- Правильный robots.txt. (файл для роботов поисковой системы).
- Правильный sitemap.xml. (карта сайта).
- Чтобы не было повторов страниц (дублей с идентичным содержанием).
- Чтобы отсутствовали битые и циклические ссылки (пользователь, переходя на них, видит страницу ошибки).
- Правильно настроенный заголовок Last Modified (он показывает, насколько давно обновлялась та или иная страница). Важно для больших проектов с более 10000 страниц в выдаче.
- Чтобы не было смешанного контента (он возникает, когда страница с защищённым HTTPS содержит изображения, стили и код, загруженные по HTTP.
Ссылочные факторы
Поисковые системы Яндекс и Google учитывают внешние ссылки.
Ссылочные факторы:
- Количество внешних ссылок. Чем больше других проектов ссылаются на ваш сайт, тем лучше. Объясняется это тем, что на популярные издания ссылаются больше всего. Многие оптимизаторы стали специально покупать ссылки на биржах. Но это чревато фильтрами из которых сложно выбраться в дальнейшем.
- «Вес» сайтов, которые ссылаются на вас. Важно не только количество внешних ссылок, но и то какие ресурсы ссылаются на сайт. Чем меньше авторитет у сайта, который оставил на вас ссылку, тем меньше результата будет в продвижении, и наоборот.
Поведенческие факторы
Поисковые системы Google и Яндекс анализируют поведение посетителей. Так поисковики могут понять, насколько сайт полезен и удобен для пользователей.
Учитываются следующие факторы:
- Время, проведенное на странице. Чем больше времени посетитель проведет на сайте, тем лучше. Ведь это означает, что контент интересен для пользователя. Важны не абсолютные значения, а относительные внутри одной ниши и конкурентов.
- Глубина просмотра. Этот показатель характеризует сколько страниц пользователь посетил за одну сессию. Чем больше, тем лучше.
- Показатель отказов. Отказом считается если человек провел на сайте не более 15 секунд и вышел (в яндекс.метрике). Google также считает отказом, если за один визит пользователь посетил одну страницу (в google analytics).
- Действия на страницах. Здесь больше идет речь о коммерческих ресурсах, продающих товары или услуги. Поисковики учитывают то, насколько пользователь вовлечён и взаимодействует с разными элементами: описаниями, иконками, элементами, кнопками и так далее.
Социальные
Социальные сигналы — прямое отражение пользовательского интереса.
Это такие факторы как:
- Количество упоминаний. Чем чаще ваш ресурс упоминают в социальных сетях и чем более знаменитые люди это делают — тем лучше для ранжирования.
- Репосты. Чем больше пользователей репостят ваши статьи в свои социальные сети, тем лучше такие страницы будут ранжироваться.
- Количество людей, которые подписались на вашу RSS или e-mail и переходят по ней на сайт. Это показывает поисковым системам интерес пользователей.
Над чем стоит работать в первую очередь
Прежде всего нужно направлять силы на следующие направления:
- Регулярно обновлять контент и делать его более полезным. Полно отвечающим на запрос пользователя.
- Заботиться о том, чтобы как можно больше авторитетных ресурсов ссылались на ваш проект.
- Сделать title и description для всех страниц сайта.
- Избавиться от всех битых ссылок и лишних редиректов.
- Составить семантическое ядро и структуру для сайта.