Разработчики поисковых систем постоянно работают над улучшением поиска. Одной из главных функций в этой сфере является персонализация поиска. Что это такое, почему это удобно и в каких случаях может потребоваться отключение функции?
Что такое персонализированный поиск
Персонализация поисковой выдачи – это алгоритм, позволяющий подстроить поиск в интернете под конкретного пользователя. Ведь на любой запрос браузер находит тысячи и сотни тысяч страниц.
Проблему этого поиска решает функция персонализации. На основании истории посещения вами предыдущих сайтов, запросов, вашей геолокации и других данных, программа рассчитывает, какие ссылки вам могут быть полезны, и поднимает их выше по строке выдачи. Таким образом поисковая система как бы предугадывает ваши действия и желания. Соответственно, чем дольше вы пользуетесь браузером, тем лучше вас начинает понимать система и тем точнее выдает результаты.
Персонализированная выдача Яндекса
Яндекс активно занимается персонализацией уже 10 лет и учитывает многие факторы при работе.
Геопозиция
На один и тот же запрос пользователи из России и из Казахстана получат разную выдачу. Это относится к запросам по типу «Аптека рядом», «Погода сегодня». Это удобно и лишает вас необходимости вводить более длинные и подробные запросы. При этом чем больше у поисковика данных об инфраструктуре населенного пункта, тем более подробным будет персонализация. Так, даже находясь на разных улицах в одном районе, вы можете получить разные результаты.
История поиска
Учитываются сайты, которые вы посещаете чаще остальных и вбиваемые запросы. А также как новый запрос соотносится с предыдущими. Результаты проведенного анализа влияют не только на результаты поиска, но также на подсказки, всплывающие во время набора текста.
История посещений
Система пытается понять, какие сайты вам больше нравятся на основании проведенного на них времени, количества переходов, частоты посещений. В результате в первые строки выдачи попадают не только сайты, которые часто посещаете именно вы, но также похожие на них по содержанию, смыслу, стилю. А также ресурсы, которые по этому запросу часто открывают другие пользователи с интересами, схожими с вашими.
Языковые предпочтения
Вне зависимости от избранного языка в настройках браузера, если вы часто переходите на англоязычные ресурсы и остаетесь на них какое-то время, поисковик делает вывод, что вам интересны такие сайты. Вскоре в строке выдачи начнут появляться статьи на английском языке, даже если сам запрос вы сделали на русском.
Социальные связи
Несмотря на то, что любая социальная сеть заявляет о строгой конфиденциальности данных своих пользователей, часть из них всё равно попадает в открытый доступ. Поисковик начинает учитывать не только вашу активность в социальных сетях (группы, на которые вы подписаны, видео, которые смотрите и посты, которые лайкаете), но также активность ваших друзей и подписчиков.
Тип устройства
Понятно, что если у сайта нет мобильной версии, то его шанс попасть на первую страницу выдачи со смартфона или планшета очень низок. Но также учитывается именно ваше поведение в браузере на конкретном устройстве, так как показатели переходов, статистики посещений и времени, как правило, отличаются у одного и того же пользователя при работе за компьютером и планшетом.
Персонализированная выдача Google
Гугл при персонализации учитывает более 200 факторов, все из которых знает разве что генеральный директор и главные разработчики, но многие из них сходятся с алгоритмами Яндекса: местоположение, история предыдущих посещений и поисков, активность в социальных сетях, используемое устройство.
Ещё одной особенностью персонализации в Гугл является использование информации из других продуктов корпорации: календарь, почта, PlayMarket, карты и так далее. Впрочем, у Яндекса также много дочерних продуктов, и данные о пользователе из них скорее всего также влияют на результаты вашего запроса.
Плюсы и минусы технологии
Как проверить поисковую выдачу без персонализации
Для того чтобы посмотреть «чистую» поисковую выдачу, не учитывающую ваши индивидуальные особенности и интересы, персонализацию можно временно отключить. Сделать это можно несколькими способами:
Режим «Инкогнито»
Возможность перейти в режим, не учитывающий ваши персональные данные и не отражающийся в истории поиска, есть в каждом браузере. Для перехода в режим необходимо перейти в настройки браузера, как правило уже там в первых строках будет функция «Режим Инкогнито», требуется только перейти. Либо можно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+Shift+N (подходит для браузеров Google и Яндекс).
Удаление истории просмотров
Частично снизить влияние персональных данных на результаты выдачи можно с помощью очистки истории поиска.
Для этого необходимо перейти в настройки браузера и выбрать пункт «История просмотров» (комбинация клавиш Ctrl+H). Вы увидите все ваши запросы за время пользования браузером. Сбоку будет кнопка «Очистить историю». Необходимо нажать на неё и подтвердить действие. Удалить можно как всю историю полностью, так и за определенный промежуток времени.
Как отключить персонализацию
Функцию персонализации можно отключить при необходимости. Но учитывайте, что на поиск информации может потребоваться больше времени.
Отключение функции в браузере «Яндекс»
Перейти в настройки и убрать галочки в полях «Показывать историю поисков», «Показывать сайты, на которые вы часто заходите», «Показывать метки персонализации». Также можно отключить функцию «Показывать время посещения сайтов».
Отключение функции в браузере «Google»
Если вы вошли в аккаунт, то перейдите в настройки браузера, в пункт «Персональные результаты», там выберете пункт «Не показывать персональные результаты». Если в аккаунт вы не заходили, то очистите историю поисков.
Функция персонализации поисковой системы – удобный инструмент, экономящий ваше время и позволяющий более эффективно взаимодействовать с браузером. Но иногда она может только мешать. В таком случае разработчиками предусмотрена возможность отключения персонализации, это займет всего пару минут. Если же вам необходимо пользоваться «чистым» поиском лишь периодически, то лучше переходить в режим «Инкогнито». Ведь при продвижении сайтов важны позиции в поисковой выдаче для всех (хотя их снимать можно через сервис и вести простой учёт ранжирования и трафика. Формирование удобных отчётов там так же возможно).