Зачем составлять ТЗ на копирайтинг
ТЗ на копирайтинг — ваша личная гарантия того, что работа будет выполнена с учетом всех требований.
Итак, зачем тратить свое время на составление ТЗ для исполнителя?
- Для экономии времени и нервов. Техническое задание, составленное один раз, сэкономит ваше личное время. Больше не нужно будет формулировать задачи для каждого задания. Можно внести небольшие правки в ТЗ и с чистой совестью передать его. Также не нужно будет по нескольку раз отправлять текст на доработку либо править его самостоятельно.
- Для экономии бюджета. Грамотное техническое задание позволит выполнить задачу в полном соответствии с вашими требованиями. Не придется каждый раз искать нового исполнителя, чтобы исправить или переписать текст, написанный копирайтером без ТЗ.
- Для того, чтобы без зазрения совести указать исполнителю на его ошибки или же вовсе отказаться от работы, выполненной без учета ваших требований.
Необходимые данные для подготовки брифа
Перед тем как составить ТЗ необходимо подготовить всю необходимую информацию для копирайтера.
- Собрать семантическое ядро.
- Определить группу запросов для статьи.
- Выполнить анализ 10 топовых страниц конкурентов. Важно обращать внимание на:
- визуальное оформление (картинки, инфографику, калькулятор, таблицы и т.д);
- структуру статьи;
- ее средний объем;
- классическую и академическую тошноту;
- плотность и частоту вхождений ключей.
Как составить ТЗ для копирайтера: пошаговая инструкция
Познакомьте копирайтера с вашим бизнесом. Часто об этом забывают либо отправляют ссылку на криво написанный раздел «О нас» на сайте. Скорее всего информация в этом разделе уже устарела либо не содержит конкретных данных.
Ваша целевая аудитория и цель текста
Подробно обрисуйте вашу целевую аудиторию. Чем точнее будет попадание в ЦА, тем больше получите дочитываний, лайков, комментариев, репостов и т.д. Следовательно, повыситься узнаваемость бренда, что положительно скажется на продажах.
Текст должен быть написан на языке вашей целевой аудитории. И не забудьте обозначить цель работы.
Цель — «чтобы был какой-то текст» или «у конкурентов есть, и нам нужно» не подойдет!
Структура будущего текста
Чтобы в конечном итоге не получить километровую простыню текста не забудьте подробно расписать структуру текста. Необходимо подробно изучить статьи у конкурентов из ТОП-10 в поисковой выдаче. В структуре должна быть вся логичная информация, которая есть у конкурентов, разбитая по заголовкам H2, H3, H4.
Объем текста и как его определить
Все будет зависеть от вида текста. Для постов в социальных сетях оптимальный объем не более 2000 знаков без пробелов.
Средний объем информационной статьи — 4-8 тысяч знаков. Можно опираться на эти данные либо при наличии сайта посмотреть в «Вебвизоре» и карте скроллинга в «Яндекс-метрике».
Сроки сдачи
Текст не может быть написан за пару часов. Важно рассчитать время на погружение и поиск информации. Сроки зависят от сложности темы, наличия вводной информации и грамотного ТЗ.
Важно четко устанавливать сроки сдачи статьи. Слишком размытые сроки могут только навредить. Есть возможность получить текст, который был написан за пару часов на коленке и только потратить время.
Требования по уникальности и оформлению материала
Учитывайте, что сервисы для проверки текста на уникальность работают по разным алгоритмам. Соответственно уникальность в каждом будет разная. Укажите сервис, по которому в дальнейшем будете проверять и желаемый процент уникальности. Вот список сервисов для проверки:
- text.ru;
- etxt;
- advego;
- content watch.
Также напоминаю про оформление списков.
- Перечисления в списке пишутся с заглавной буквы, если в конце предыдущего предложения стоит точка.
- Если стоит точка с запятой — следующий пункт начинается с маленькой буквы.
- Знаки препинания в конце каждого предложения должны быть одинаковые, но в конце любого списка должна стоять точка.
- Перед тем, как писать список, в конце обобщающего слова должно стоять двоеточие.
Также важно проверять текст на водность. «Водой» называют вводные слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки (как правило, может быть, короче говоря и т.д.). Поисковые алгоритмы умеют определять «воду» в текстах. При высоком показателе такие страницы будут ранжироваться хуже.
Ссылки на вспомогательные ресурсы
Не забывайте помогать копирайтерам по возможности. Прикладывайте ссылки на дополнительную или справочную информацию, дополнительные сервисы.
- Главред. Поможет исправить неудачные обороты, подскажет, какие стоп-слова можно убрать без потери смысла.
- Орфограммка. Программа для проверки правописания.
- Вордстат. Сервис для подбора ключей.
- Тургенев. Поможет избежать ошибок в стилистике и редактуре текста.
Пример ТЗ для копирайтера
Рассмотрим пример правильного технического задания.
Тема: Протеин для роста мышц у спортсменов.
Содержание статьи:
- Введение (1-2 предложения) Цель рассказать и заинтересовать читателя.
- Протеин — что это, для чего нужен?
- Преимущества и недостатки.
- Кому противопоказан.
- Как принимать? (Написать, что перед применением нужна консультация врача).
- Отзывы.
- Призыв к действию.
Семантическое ядро: Прикреплено в файле.
Цель текста: мотивировать потенциального покупателя к действию.
ЦА: Девушки и парни 20-30 лет, с проблемой в наборе мышечной массы.
Стиль написания текста: продающий, рекламный.
Статья должна быть грамотной. Орфографические, пунктуационные, речевые (в т.ч. тавтология), лексико-стилистические и другие ошибки недопустимы. Вычитывайте текст перед отправкой на проверку!
Требования:
Уникальность: 85-95%
Объем статьи: 4000 знаков без пробелов
Академическая тошнота: до 8%
Контент для интернет-магазинов и корпоративных сайтов
Для корпоративных сайтов и интернет магазинов нужен контент без воды и лишней информации. Важно подробно рассказать о компании, ассортименте, скидках, акциях и т.д. Поэтому перед тем, как писать текст стоит рассказать все нюансы бизнеса.
Особенности технических заданий для разных типов страниц
Составляя ТЗ для разных типов страниц важно учесть некоторые особенности:
- Задача продающего текста — получить лид. Значит в ТЗ необходимо рассказать о целевой аудитории и преимуществах.
- Для главной страницы необходимо предоставить исполнителю информацию о компании и перечне услуг, УТП и т.д.
- Для карточки товаров SEO-параметры важны как и для текста. Поэтому не забудьте указать ключевые слова и технические требования.
Когда ТЗ не нужно
ТЗ не нужно, если копирайтер ранее уже писал тексты для вашего бизнеса. Он знает все нюансы, преимущества и целевую аудиторию. В этом случае можно расслабиться и давать только тему, но проверка работы обязательна! Новым авторам лучше всегда отправлять подробное ТЗ, чтобы избежать неожиданностей и разочарований.
ТОП плохих советов при составлении ТЗ
Рассмотрим главные ошибки заказчиков при составлении ТЗ.
- Обилие ключевых слов. Большинство считают, что огромное количество ключей поможет поднять статью в топ. Но на деле алгоритмы поисковиков работают по другому. За количество ключей в статье сайт может легко попасть под фильтры.
- Не давать вводные данные. Проигнорировать описание бизнеса и ЦА. Лучше вас никто не сможет рассказать о нюансах, УТП и преимуществах. Копирайтер может придумать и написать что-то от себя, но скорее всего это вам не понравиться.
- Недостаточная конкретность. Забыть прописать сервисы для проверки уникальности или не указать, какая цель текста. Что вы хотите получить — инструкцию, статью от 3-го лица или отзыв счастливого клиента.
- Указать краткие сроки для написания статьи.
- Устно оговорить ТЗ с исполнителем.
А что насчёт SEO?
Частота вхождения ключей в SEO-тексте — не главный критерий в ранжировании статьи в поиске. Алгоритмы поисковиков положительно реагируют на поведенческие показатели пользователей: время нахождения на сайте, изучении информации и т.д. На их основе статья и продвигается в ТОП. В техническом задании должны быть указаны ключевые фразы, как в точном вхождении, так и в разбавочном, необходимые в тексте.
Нельзя забывать и о мета-тегах. Тег Title указывается и отображается в названии страницы в браузере. Содержит не более 75 символов и точное вхождение главного ключа. В теге Description указывается небольшое описание текста. В этот тег вставляются дополнительные ключи и описывается содержание страницы.