Что такое Google Tag Manager
Google Tag Manager или диспетчер кодов — специальная программа для упрощения использования кода сторонних сервисов. Система позволяет самостоятельно настраивать службы интернет-аналитики и работать с ними. Кому может быть полезен GTM? В список входят:
- веб-аналитики и маркетологи—мониторинг показателей работы сайтов;
- специалисты по контекстной рекламе—оценка количества целевых действий и стратегий по привлечению трафика;
- владельцы бизнесов разной направленности—самостоятельное изучение программы для экономии и проверки действий сотрудников;
- маркетинговые агентства—отслеживание рекламных показателей в реальном времени.
У Google Tag Manager есть много аналогов—Tealium, Adobe Dynamic Tag Manager, Yahoo Tag Manager. Пользователи чаще выбирают GTM из-за понятного управления и настройки. Программа позволяет интегрировать данные с разных платформ в одном месте, что делает процесс сбора информации еще проще. Среди преимуществ софта можно выделить следующие:
- встроенные шаблоны, интегрирующиеся с целым рядом популярных метрик;
- возможность внедрять и редактировать теги, создавать собственные;
- текстовая подмена, позволяющая быстро найти нужный тег;
- минимальная работа с кодом при внесении изменений;
- вносимые изменения можно проверить с помощью предпросмотра до момента публикации;
- возможность отката до более ранней версии программы;
- асинхронная реализация тегов без сбоев в загрузке.
Как установить и настроить Google Tag Manager
Настройка GTM начинается с прохождения регистрации и размещения кода контейнера. Алгоритм процесса следующий:
- переход на страницу GTM и проставление галочки бесплатное использование;
- создание личного кабинета, определение целевой платформы — например приложение;
- копирование кода;
- его размещения на странице профиля.
Параметры
Сервис GTM имеет ряд параметров, которые встречают посетителей на первой странице и имеют следующие определения:
- контейнер — место хранение всех тегов портала или приложения;
- тег — выполняемая часть кода JavaScript;
- триггер — событие, обозначаемое тегом;
- переменная — определенные значения параметров.
Переменные
Переменные может настроить пользователь или система. Автоматические переменные находятся в одноименном разделе. Среди них можно выделить:
- страница — имеет полный или относительный URL, имя хоста и источник запроса;
- утилита — взаимодействует с событиями, ID и версией контейнера, названием рабочей области и ID HTML-тега;
- ошибка — включает просмотр контейнера для отлаживания;
- клик — может быть в виде HTML-элемента, текста и классов элементов, URL, атрибутов target;
- форма — принимает элементы и классы формы, атрибуты target и href;
- история — активирует триггер при изменениях хеша URL.
Тригеры
Триггеры создаются под взаимодействие с переменной. В качестве примера попробуем создать один триггер. Для этого:
- переходим в одноименный раздел и нажимаем кнопку создать;
- отправляемся в меню с настройками;
- выбираем только ссылки;
- в условие активации указываем некоторые клики по ссылкам;
- прописываем линк, который выбран для отслеживания;
- сохраняем изменения.
Теги
Настройка тегов проходит в одноименном разделе после нажатия кнопки создать. Далее система отправляет нас к двум блокам конфигуратора— «Конфигурация тега» и «Триггеры». Действуем следующим образом:
- переходим в раздел «Конфигурация тега»;
- выбираем нужный сервис, например «Google Аналитика: Universal Analitics»;
- добавляем идентификаторы отслеживания, отмечая пункт «Включить переопределение настроек в этом теге»;
- привязываем триггер, выбирая тип отслеживания «All Pages»;
- сохраняем изменения.
Задачи, которые решает GTM
Контейнер тегов GTM — программа, позволяющая расширять возможности ресурса. Она решает спектр задач по установкам кодов и кнопок, мониторингу переходов по внешним и внутренним ссылкам, анализу показателей времени просмотра страниц, отслеживанию кликов по разным элементам интерфейса, просмотру путей трафика на ресурс. Рассмотрим некоторые из возможностей диспетчера задач.
Добавление на ресурс тегов ретаргетинга и ремаркетинга
На примере добавления кода ретаргетинга «Вконтакте» с созданием нового тега. Для этого:
- переходим в тип «Пользовательский HTML»;
- добавляем код из рекламного кабинета Вконтакте;
- указываем триггер All Pages;
- сохраняем изменения.
Код ремаркетинга добавляется тем же способом, его можно брать из других социальных и рекламных систем.
- Добавление кнопок шеринга на картинки. Добавить кнопки можно по следующему алгоритму: создаем тег типа «Пользовательский HTML»; вставляем код кнопки; указываем триггер All Pages; сохраняем изменения и публикуем.
- Анализ количества внутренних переходов на портал. Отслеживание внутренних переходов легко провести с помощью событий Google Analytics. Публикация контейнера позволит мониторить выбранные события в разделах Google Analytics, проводить их обзоры.
- Анализ показателей отказов. Определение показателя у Google Analytics проходит некорректно при просмотре одной страницы. Исправление ситуации также возможно в Google Tag Manager с помощью установки таймера.
- Отслеживание взаимодействий с формой контактов. GTM позволяет отследить заполнение контактных форм, если такие есть на сайте. После сохранения изменений проходит публикация контейнера. Контактная форма содержит значение атрибута class.
- Отслеживание кликов по социальным сетям и виджетам. Каждый сайт имеет специальные кнопки навигации, виджеты страниц и другие социальные плагины. Диспетчер задач поможет проанализировать количество нажатий на кнопки «Нравится» или «Подписаться».
- Внедрение микроразметки. GTM помогает внедрить на сайт универсальную микро разметку с одинаковыми данными, независимыми от страницы сайта. Код можно получить из генератора Schema JSON-LD или другого инструмента с подобным функционалом. Сначала создаем пользовательский тег HTML, вставляем полученный код и выбираем триггер All Pages.
Здесь представлен далеко не полный список возможностей GTM. Программа позволяет отследить любое целевое действие пользователя в пределах сразу нескольких сервисов. Полученная информация поможет увеличить качество аналитики, применить данные для совершенствования ресурсов. Интерфейс софта достаточно прост, разобраться с ним по силам любому оптимизатору или владельцу ресурса. Google Tag Manager заслуживает вашего внимания и изучения.