Что такое Google Tag Manager

 

Google Tag Manager или диспетчер кодов — специальная программа для упрощения использования кода сторонних сервисов. Система позволяет самостоятельно настраивать службы интернет-аналитики и работать с ними. Кому может быть полезен GTM? В список входят:

  • веб-аналитики и маркетологи—мониторинг показателей работы сайтов;
  • специалисты по контекстной рекламе—оценка количества целевых действий и стратегий по привлечению трафика;
  • владельцы бизнесов разной направленности—самостоятельное изучение программы для экономии и проверки действий сотрудников;
  • маркетинговые агентства—отслеживание рекламных показателей в реальном времени.

У Google Tag Manager есть много аналогов—Tealium, Adobe Dynamic Tag Manager, Yahoo Tag Manager. Пользователи чаще выбирают GTM из-за понятного управления и настройки. Программа позволяет интегрировать данные с разных платформ в одном месте, что делает процесс сбора информации еще проще. Среди преимуществ софта можно выделить следующие:

  • встроенные шаблоны, интегрирующиеся с целым рядом популярных метрик;
  • возможность внедрять и редактировать теги, создавать собственные;
  • текстовая подмена, позволяющая быстро найти нужный тег;
  • минимальная работа с кодом при внесении изменений;
  • вносимые изменения можно проверить с помощью предпросмотра до момента публикации;
  • возможность отката до более ранней версии программы;
  • асинхронная реализация тегов без сбоев в загрузке.
Теги можно грузить поэтапно, что ускоряет работу сайта, повышает качество взаимодействия с ресурсом.

Как установить и настроить Google Tag Manager

Настройка GTM начинается с прохождения регистрации и размещения кода контейнера. Алгоритм процесса следующий:

  • переход на страницу GTM и проставление галочки бесплатное использование;
  • создание личного кабинета, определение целевой платформы — например приложение;
  • копирование кода;
  • его размещения на странице профиля.
Файл, в котором размещается код, может иметь название index.html или header.php, в зависимости от места локализации ресурса.

Параметры

Сервис GTM имеет ряд параметров, которые встречают посетителей на первой странице и имеют следующие определения:

  • контейнер — место хранение всех тегов портала или приложения;
  • тег — выполняемая часть кода JavaScript;
  • триггер — событие, обозначаемое тегом;
  • переменная — определенные значения параметров.
Азаренко Михаил
Азаренко Михаил
Вебмастер со стажем 10+ лет
Задать вопрос
Для примера: каждый аккаунт имеет один или несколько контейнеров, с некоторым количеством тегов, под которые устанавливается триггеры, срабатывающие на определенные переменные. Под контейнером принимается полная система тегов, триггеров и переменных, взаимодействующих между собой.

Переменные

Переменные может настроить пользователь или система. Автоматические переменные находятся в одноименном разделе. Среди них можно выделить:

  • страница — имеет полный или относительный URL, имя хоста и источник запроса;
  • утилита — взаимодействует с событиями, ID и версией контейнера, названием рабочей области и ID HTML-тега;
  • ошибка — включает просмотр контейнера для отлаживания;
  • клик — может быть в виде HTML-элемента, текста и классов элементов, URL, атрибутов target;
  • форма — принимает элементы и классы формы, атрибуты target и href;
  • история — активирует триггер при изменениях хеша URL.
Добавление новой переменной проходит в меню конфигуратора путем проставления галочки.

Тригеры

Триггеры создаются под взаимодействие с переменной. В качестве примера попробуем создать один триггер. Для этого:

  • переходим в одноименный раздел и нажимаем кнопку создать;
  • отправляемся в меню с настройками;
  • выбираем только ссылки;
  • в условие активации указываем некоторые клики по ссылкам;
  • прописываем линк, который выбран для отслеживания;
  • сохраняем изменения.
Дополнительные параметры позволят настроить более точные условия для активации триггера.

Теги

Настройка тегов проходит в одноименном разделе после нажатия кнопки создать. Далее система отправляет нас к двум блокам конфигуратора— «Конфигурация тега» и «Триггеры». Действуем следующим образом:

  • переходим в раздел «Конфигурация тега»;
  • выбираем нужный сервис, например «Google Аналитика: Universal Analitics»;
  • добавляем идентификаторы отслеживания, отмечая пункт «Включить переопределение настроек в этом теге»;
  • привязываем триггер, выбирая тип отслеживания «All Pages»;
  • сохраняем изменения.
Азаренко Михаил
Азаренко Михаил
Вебмастер со стажем 10+ лет
Задать вопрос
Осталось проверить работоспособность тега с помощью функции «Предварительный просмотр». После открытия страницы вводим ссылку своего сайта, нажимаем кнопку «Start». Настройку можно считать завершенной, если на панели отладки появится созданный тег. Публикуем контейнер с созданным тегом, зажав кнопку «Отправить».

Задачи, которые решает GTM

Контейнер тегов GTM — программа, позволяющая расширять возможности ресурса. Она решает спектр задач по установкам кодов и кнопок, мониторингу переходов по внешним и внутренним ссылкам, анализу показателей времени просмотра страниц, отслеживанию кликов по разным элементам интерфейса, просмотру путей трафика на ресурс. Рассмотрим некоторые из возможностей диспетчера задач.

Добавление на ресурс тегов ретаргетинга и ремаркетинга

На примере добавления кода ретаргетинга «Вконтакте» с созданием нового тега. Для этого:

  • переходим в тип «Пользовательский HTML»;
  • добавляем код из рекламного кабинета Вконтакте;
  • указываем триггер All Pages;
  • сохраняем изменения.

Код ремаркетинга добавляется тем же способом, его можно брать из других социальных и рекламных систем.

  • Добавление кнопок шеринга на картинки. Добавить кнопки можно по следующему алгоритму: создаем тег типа «Пользовательский HTML»; вставляем код кнопки; указываем триггер All Pages; сохраняем изменения и публикуем.
  • Анализ количества внутренних переходов на портал. Отслеживание внутренних переходов легко провести с помощью событий Google Analytics. Публикация контейнера позволит мониторить выбранные события в разделах Google Analytics, проводить их обзоры.
  • Анализ показателей отказов. Определение показателя у Google Analytics проходит некорректно при просмотре одной страницы. Исправление ситуации также возможно в Google Tag Manager с помощью установки таймера.
  • Отслеживание взаимодействий с формой контактов. GTM позволяет отследить заполнение контактных форм, если такие есть на сайте. После сохранения изменений проходит публикация контейнера. Контактная форма содержит значение атрибута class.
  • Отслеживание кликов по социальным сетям и виджетам. Каждый сайт имеет специальные кнопки навигации, виджеты страниц и другие социальные плагины. Диспетчер задач поможет проанализировать количество нажатий на кнопки «Нравится» или «Подписаться».
  • Внедрение микроразметки. GTM помогает внедрить на сайт универсальную микро разметку с одинаковыми данными, независимыми от страницы сайта. Код можно получить из генератора Schema JSON-LD или другого инструмента с подобным функционалом. Сначала создаем пользовательский тег HTML, вставляем полученный код и выбираем триггер All Pages.

Здесь представлен далеко не полный список возможностей GTM. Программа позволяет отследить любое целевое действие пользователя в пределах сразу нескольких сервисов. Полученная информация поможет увеличить качество аналитики, применить данные для совершенствования ресурсов. Интерфейс софта достаточно прост, разобраться с ним по силам любому оптимизатору или владельцу ресурса. Google Tag Manager заслуживает вашего внимания и изучения.