Что такое каннибализация запросов
Канннибализацией запросов (трафика, ключевых слов) называют ситуацию, когда трафик одной страницы поглощается другой – при том, что они относятся к одному и тому же сайту. Сам термин пришёл из маркетинга – там он обозначал снижение продаж одного товара после выпуска на рынок другого той же марки.
Выглядит каннибализация трафика примерно так:
- На сайте имеется посадочная (она же целевая) страница с ключевыми словами, которые продвигаются методами SEO.
- Поисковый робот индексирует страницу, она держится в топе выдачи.
- Внезапно место целевой страницы в топе выдачи занимают другие – которые содержат те же ключевые слова, но по ним не продвигаются и не оптимизированы. Робот не может определить релевантность страниц запросам – и выдаёт их все или меняет местами.
- За счёт индексации страниц-«каннибалов» резко падает трафик.
Как влияет на SEO
Ничего хорошего в каннибализации трафика с точки зрения SEO, разумеется, нет. Вот некоторые последствия:
- меры по продвижению запросов и поднятию их в топ выдачи оказываются бесполезными;
- размывается релевантность и поисковые системы выдают результаты, не соответствующие интенту (поисковому намерению) пользователя;
- падает конверсия – действия, которые должен совершить пользователь (зарегистрироваться, заказать товар или услугу, посмотреть тарифы и т. д.). Ведь страница-каннибал зачастую не оптимизирована под получение конверсий.
Рекламная каннибализация
По подсчётам Google, рекламное продвижение каннибализирует минимум 15% органической выдачи (речь о контекстной рекламе на поиске). А проведённое Яндексом исследование показало, что чем выше позиция запроса в топе, тем сильнее рекламный трафик «пожирает» органический:
- Первая позиция – до 52%.
- Вторая-четвёртая – до 28%.
- Пятая и ниже – не менее 8%
Признаки наличия каннибализации трафика на сайте
Надёжных признаков, которые работают всегда и везде, нет. Однако есть ряд тревожных явлений, которые почти всегда свидетельствуют о каннибализации:
- Внезапная просадка или скачки позиций у запросов. Если страница была в топе, но внезапно просела на 10-20 позиций – это говорит о том, что часть запросов уходит. Но надо помнить, что просадка может быть плавной и занимать от недели до месяца. Это затрудняет определение каннибализации.
- Просадка трафика. Она тоже происходит плавно, затрагивает небольшое количество страниц (как правило, страницу-«жертву» и несколько связанных с ней) – и происходит по конкретным поисковым запросам.
- Смена релевантности. А вот это уже яркий признак. Если по прежним запросам вместо целевой страницы выдаётся другая – значит, она и начала «отъедать» трафик на сайт. Найти её можно, регулярно отслеживая позиции и проверяя их регулярно.
- Падение поведенческих факторов и рост числа отказов.
Как найти проблемные места
Найти признаки каннибализации можно следующим образом:
- Отслеживание релевантности страницы на протяжении не менее 10-15 дней подряд. Это можно делать вручную, либо с помощью сервисов (Топвизор, Seolib и аналогичные). Признак каннибализации – это падение релевантности для посадочной страницы с одновременным ростом для другой. Т.е. в выдаче поисковой системы будут мелькать разные страницы на один и тот же поисковый запрос.
- Анализ содержимого. При этом учитываются вхождения ключевых слов не только в тексте, но и в анкорах, описаниях и заголовках (в идеале title и description должны быть уникальными для каждой страницы ресурса). Признак возможной каннибализации – совпадение ключей.
- Анализ внутренних ссылок. Со страницы-донора должна быть ссылка на посадочную с точным анкором, совпадающим с ключевыми словами. Если же одинаковые или схожие анкоры ведут к двум разным страницам – это кончится только каннибализацией.
- Переходы на разные страницы по одинаковым поисковым запросам.
Как устранить каннибализацию в выдаче
Бороться с каннибализацией можно несколькими способами:
- Провести слияние страниц. В этом случае целевая остаётся, а «каннибала» закрывают редиректом 301 (постоянным, Moved Permanently). Контент обеих при слиянии объединяется.
- Повторная оптимизация. В этом случае проверяется релевантность обеих страниц, и на целевой плотность ключевых слов повышается, а на «каннибале» снижается (в первую очередь за счёт анкоров ссылок и мета-тегов).
- Удаление лишних страниц, которые не важны для продвижения. Если они не имеют полезных ссылок или контента, их нет смысла держать. Каждая лишняя страница может быть потенциальным «каннибалом». Оптимизировать надо не только контент, но и структуру сайта.
- Разграничить интенты. Если компания вывозит мусор в Саратове, то целевую страницу услуг лучше оптимизировать по запросам «вывоз мусора Саратов», «вывоз мусора цена» и т. д. А вот информационную про то, как оказывается эта услуга, и на какие полигоны вывозится мусор в Саратове, продвигать надо по запросам типа «полигоны отходов Саратов», «свалки мусора» и т. д. Это нужно, чтобы они между собой не конкурировали.
- Оптимизация страницы-«каннибала» под низкочастотные запросы. В этом случае она перестаёт конкурировать с посадочной и её продвижение можно вести отдельно.
Как не допускать каннибаклизации ключевых слов
Каннибализацию проще предотвратить, чем исправить. Поэтому ещё на этапе создания сайта необходимо следующее:
- Чёткое соблюдение архитектуры сайта. Заранее планируете семантические кластеры, относящиеся к разным запросам – и заполняйте страницы контентом в строгом соответствии с запросами.
- Использование уникальных Title и Description для каждой страницы.
- Создавая страницы следует сравнивать их с уже имеющимися, чтобы избежать появления дублей.
- При глобальной реорганизации или редизайне сайта необходимо заново составлять семантическое ядро и проводить наполнение в соответствии с кластерами.
- Лучше создавать большие страницы, оптимизированные под несколько ключей, чем несколько мелких, заточенных под небольшие кластеры ключевых слов. Это позволит не плодить «внутренних конкурентов» с похожим содержанием.