Назначение заголовка H1

HTML предоставляет возможность иерархической структуризации текстового наполнения сайтов. Как правило, текст разделяют на части, каждая из которых в зависимости от содержания находится на том или ином уровне структуры. Этот уровень определяется тегами заголовков, первым и самым важным из которых является заголовок H1. Он дает представление о содержимом всей страницы, о ее смысловом наполнении. По H1 пользователь получает первое впечатление о ней и, соответственно, решает, подходит ли информация на данном сайте под его запросы. Если задача тега Title состоит в привлечении внимания поисковика, то на H1 возлагается миссия привлечения и удержания внимания читателя. Поэтому кроме введения ключевых слов в H1 необходимо учитывать параметры, нацеленные на улучшение его восприятия пользователем.

Особенности заголовка H1

Заголовок H1 уникален, в нем проявляется смысл всего контента, изложенного на странице. Исходя из этого, крайне рекомендуется придерживаться правил его использования.

  • Это обязательный элемент страницы. Далеко не всегда возникает необходимость разделения содержимого на куски и вставки подзаголовков h2, h3…, но отсутствие H1 снижает заинтересованность человека и машины в подаваемой информации.
  • На странице следует размещать только один H1, чтобы все её наполнение имело целостный и гармоничный вид. Допускается применение нескольких H1 на одной странице, но такая структуризация является крайне спорной практикой, поскольку лишает страницу свойства единства её содержимого.
  • H1 располагают в начале документа сверху и до заголовков более низких уровней. Размер шрифта ранжируется в зависимости от уровня. H1, таким образом, имеет больший размер. Это помогает придать структуре текста более отчетливые визуальные свойства.
  • Важно соблюдать рекомендуемую длину заголовка в 10 – 60 символов. Но при такой краткости он должен быть ёмким и содержать основной ключ расположенного под ним контента. Сам текст заголовка должен быть уникальным для всего сайта.
Стоит учесть, что заголовок H1 может использоваться в сниппете поисковых систем при ответе на запросы пользователей.

Ошибки при составлении H1

Использовать тег H1 следует учитывая перечисленные выше правила. Для того, чтобы он привлекал и удерживал внимание к странице – необходимо избегать ошибок, возможных при его написании. Среди подобных ошибок можно выделить следующие:

  • Наличие гиперссылки в тексте заголовка. Так как H1 подвергается анализу поисковых систем, то добавленная в него ссылка вводит их в заблуждение. Поисковики рассматривают код, необходимый для вставки, как часть текста, что приводит к снижению релевантности. В то же время, заголовки h2, h3… могут содержать ссылки, поскольку для поисковых алгоритмов они менее важны.
  • Применение стилей. Ровно по тем же соображениям. Да, стили, вложенные в h1, способны увеличить привлекательность контента для пользователя, но этот положительный эффект нивелируется ухудшением взаимодействия с роботом поисковика, без внимания которого страница может и не попасться на глаза читателю.
  • Грамматические ошибки. Общее зло для любых текстов, и уж тем более – для заголовка, так как наличие в нем грамматических ошибок портит впечатление о качестве содержимого сайта с самого начала.
  • Использование знаков препинания. H1 должен быть коротким, ёмким, содержательным и броским.
  • Введение сложных лексических конструкций. Очевидно, что чем проще составлена заглавная фраза, тем привлекательней она и для человека, и для поисковика. Но гораздо хуже наличие в таких конструкциях несогласованностей между словами.
  • Перечисление ключей. Ошибка, снижающая интерес поисковых систем, воспринимающих не осмысленное нагромождение слов как попытку обмана.
  • Повторяющиеся заголовки H1 на разных страницах. Это сбивает с толку и поисковики, и посетителей сайта.

Заголовки h2, h3,…, h6

 

Приведенные требования к H1 в целом справедливы и для остальных подзаголовков, с помощью которых документ разбивается на смысловые блоки. Теги этих уровней задают иерархическую структуру, в которой разные участки текста выстраиваются согласно порядку подчиненности друг другу. То есть, подзаголовки h2 делят документ на несколько разделов, в каждом из которых может быть несколько подразделов третьего или более низкого уровня. Любой блок, кроме h6, может, иметь свои подзаголовки, что позволяет сделать знакомство с выданной информацией более простым и дает возможность быстрого перехода читателя к интересующему разделу. Единственное – не стоит увлекаться слишком глубоким выстраиванием цепочки подразделов, так как необдуманное усложнение структуры документа может вызвать обратный эффект.

В связи с тем, что каждый подзаголовок отвечает за свой отдельный блок, то и требования к нему не столь жестки, по сравнению с H1, относящемуся ко всей странице.

Так, тегов каждого уровня, начиная с h2 и ниже, может быть несколько. Это естественное следствие из функции подзаголовков – деления документа на разделы.

Рекомендуемая длина заголовков h2, h3… несколько увеличена по сравнению с H1. Здесь можно использовать до 80 символов.

С помощью этих тегов дается представление только о том участке странице, к которому они относятся. То есть, они более специфичны, в отличие от обобщающего H1.

В такие подзаголовки можно вписывать менее важные ключевые слова, а также не запрещается использование аббревиатур, сокращений и технических параметров.

Зачем делают различными H1 и Title

Два главных тега h1 и title целесообразно создавать отличающимися друг от друга. На то существует свои причины:

  • Задача Title – убедить пользователя перейти на описываемую им страницу и при этом отвечать требованиям алгоритмов поиска для занятия как можно более высокой позиции в выдаче. Поэтому рекомендованная длина текста Title в 40 – 80 знаков заметно превосходит длину H1, назначением которого является удержание внимания посетителя.
  • Полная идентичность title и h1 не дает поисковой системе дополнительной информации, которая была бы ей доступна в случае некоторого отличия этих тегов. Попросту говоря, робот дважды наткнется на один и тот же текст, причем в местах, критически важных для его алгоритмов.
Конечно, есть и противоположное мнение, основанное на том, что в некоторых случаях совпадение H1 и Title помогает ускорить анализ документа. Но все же аргументы в пользу различия этих тегов пока принимаются более охотно.

Структура заголовков H1-H6 разных уровней

Ниже приведен пример правильного использования тегов заголовков различных уровней.

<title>Самые доступные автомобили на рынке России</title>
</head>
<body>
<h1>Дешевые автомобили в России</h1>
<p>Вступление</p>
<h2>Доступные отечественные авто</h2>
<p>Текст про дешевые отечественные автомобили</p>
<h3>Лада Гранта</h3>
<p>Текст про Ладу Гранта</p>
<h3>Лада Калина /h3>
<p>Текст про Ладу Калина</p>
<h2>Дешевые иномарки</h2>
<p>Текст про дешевые иномарки</p>
<h3>Рено Логан</h3>
<p>Текст про Рено Логан</p>

В зависимости от содержания страницы, структура заголовков может быть более сложной, чем в приведенном примере, или более простой, без деления блоков h2 на подразделы. Для нашего случая, текст можно упростить, если не требуется описание конкретных марок. При этом исчезнут строки с тегами третьего уровня.

Главная цель применения того или иного заголовка состоит в соблюдении баланса между обеспечением удобства пользователя и ориентацией на соответствие правилам поисковой оптимизации.