Назначение заголовка H1
HTML предоставляет возможность иерархической структуризации текстового наполнения сайтов. Как правило, текст разделяют на части, каждая из которых в зависимости от содержания находится на том или ином уровне структуры. Этот уровень определяется тегами заголовков, первым и самым важным из которых является заголовок H1. Он дает представление о содержимом всей страницы, о ее смысловом наполнении. По H1 пользователь получает первое впечатление о ней и, соответственно, решает, подходит ли информация на данном сайте под его запросы. Если задача тега Title состоит в привлечении внимания поисковика, то на H1 возлагается миссия привлечения и удержания внимания читателя. Поэтому кроме введения ключевых слов в H1 необходимо учитывать параметры, нацеленные на улучшение его восприятия пользователем.
Особенности заголовка H1
Заголовок H1 уникален, в нем проявляется смысл всего контента, изложенного на странице. Исходя из этого, крайне рекомендуется придерживаться правил его использования.
- Это обязательный элемент страницы. Далеко не всегда возникает необходимость разделения содержимого на куски и вставки подзаголовков h2, h3…, но отсутствие H1 снижает заинтересованность человека и машины в подаваемой информации.
- На странице следует размещать только один H1, чтобы все её наполнение имело целостный и гармоничный вид. Допускается применение нескольких H1 на одной странице, но такая структуризация является крайне спорной практикой, поскольку лишает страницу свойства единства её содержимого.
- H1 располагают в начале документа сверху и до заголовков более низких уровней. Размер шрифта ранжируется в зависимости от уровня. H1, таким образом, имеет больший размер. Это помогает придать структуре текста более отчетливые визуальные свойства.
- Важно соблюдать рекомендуемую длину заголовка в 10 – 60 символов. Но при такой краткости он должен быть ёмким и содержать основной ключ расположенного под ним контента. Сам текст заголовка должен быть уникальным для всего сайта.
Ошибки при составлении H1
Использовать тег H1 следует учитывая перечисленные выше правила. Для того, чтобы он привлекал и удерживал внимание к странице – необходимо избегать ошибок, возможных при его написании. Среди подобных ошибок можно выделить следующие:
- Наличие гиперссылки в тексте заголовка. Так как H1 подвергается анализу поисковых систем, то добавленная в него ссылка вводит их в заблуждение. Поисковики рассматривают код, необходимый для вставки, как часть текста, что приводит к снижению релевантности. В то же время, заголовки h2, h3… могут содержать ссылки, поскольку для поисковых алгоритмов они менее важны.
- Применение стилей. Ровно по тем же соображениям. Да, стили, вложенные в h1, способны увеличить привлекательность контента для пользователя, но этот положительный эффект нивелируется ухудшением взаимодействия с роботом поисковика, без внимания которого страница может и не попасться на глаза читателю.
- Грамматические ошибки. Общее зло для любых текстов, и уж тем более – для заголовка, так как наличие в нем грамматических ошибок портит впечатление о качестве содержимого сайта с самого начала.
- Использование знаков препинания. H1 должен быть коротким, ёмким, содержательным и броским.
- Введение сложных лексических конструкций. Очевидно, что чем проще составлена заглавная фраза, тем привлекательней она и для человека, и для поисковика. Но гораздо хуже наличие в таких конструкциях несогласованностей между словами.
- Перечисление ключей. Ошибка, снижающая интерес поисковых систем, воспринимающих не осмысленное нагромождение слов как попытку обмана.
- Повторяющиеся заголовки H1 на разных страницах. Это сбивает с толку и поисковики, и посетителей сайта.
Заголовки h2, h3,…, h6
Приведенные требования к H1 в целом справедливы и для остальных подзаголовков, с помощью которых документ разбивается на смысловые блоки. Теги этих уровней задают иерархическую структуру, в которой разные участки текста выстраиваются согласно порядку подчиненности друг другу. То есть, подзаголовки h2 делят документ на несколько разделов, в каждом из которых может быть несколько подразделов третьего или более низкого уровня. Любой блок, кроме h6, может, иметь свои подзаголовки, что позволяет сделать знакомство с выданной информацией более простым и дает возможность быстрого перехода читателя к интересующему разделу. Единственное – не стоит увлекаться слишком глубоким выстраиванием цепочки подразделов, так как необдуманное усложнение структуры документа может вызвать обратный эффект.
В связи с тем, что каждый подзаголовок отвечает за свой отдельный блок, то и требования к нему не столь жестки, по сравнению с H1, относящемуся ко всей странице.
Так, тегов каждого уровня, начиная с h2 и ниже, может быть несколько. Это естественное следствие из функции подзаголовков – деления документа на разделы.
Рекомендуемая длина заголовков h2, h3… несколько увеличена по сравнению с H1. Здесь можно использовать до 80 символов.
С помощью этих тегов дается представление только о том участке странице, к которому они относятся. То есть, они более специфичны, в отличие от обобщающего H1.
В такие подзаголовки можно вписывать менее важные ключевые слова, а также не запрещается использование аббревиатур, сокращений и технических параметров.
Зачем делают различными H1 и Title
Два главных тега h1 и title целесообразно создавать отличающимися друг от друга. На то существует свои причины:
- Задача Title – убедить пользователя перейти на описываемую им страницу и при этом отвечать требованиям алгоритмов поиска для занятия как можно более высокой позиции в выдаче. Поэтому рекомендованная длина текста Title в 40 – 80 знаков заметно превосходит длину H1, назначением которого является удержание внимания посетителя.
- Полная идентичность title и h1 не дает поисковой системе дополнительной информации, которая была бы ей доступна в случае некоторого отличия этих тегов. Попросту говоря, робот дважды наткнется на один и тот же текст, причем в местах, критически важных для его алгоритмов.
Структура заголовков H1-H6 разных уровней
Ниже приведен пример правильного использования тегов заголовков различных уровней.
<title>Самые доступные автомобили на рынке России</title>
</head>
<body>
<h1>Дешевые автомобили в России</h1>
<p>Вступление</p>
<h2>Доступные отечественные авто</h2>
<p>Текст про дешевые отечественные автомобили</p>
<h3>Лада Гранта</h3>
<p>Текст про Ладу Гранта</p>
<h3>Лада Калина /h3>
<p>Текст про Ладу Калина</p>
<h2>Дешевые иномарки</h2>
<p>Текст про дешевые иномарки</p>
<h3>Рено Логан</h3>
<p>Текст про Рено Логан</p>
В зависимости от содержания страницы, структура заголовков может быть более сложной, чем в приведенном примере, или более простой, без деления блоков h2 на подразделы. Для нашего случая, текст можно упростить, если не требуется описание конкретных марок. При этом исчезнут строки с тегами третьего уровня.
Главная цель применения того или иного заголовка состоит в соблюдении баланса между обеспечением удобства пользователя и ориентацией на соответствие правилам поисковой оптимизации.